ПОТОК "СМИ О НСП"

Фестиваль инновационных практик

Фестиваль инновационных практик «Развитие человека: условия становления личности в образовании» состоялся в Воронеже. Организаторами события выступили Центр образовательных инноваций «ШАГ» при поддержке СОНО «Обрсоюз» и Воронежского института развития образования имени Н.Ф.Бунакова. В Фестивале приняли участие эксперты Национального союза педагогов.

Более 100 гостей смогли посетить Фестиваль очно, более 10 тысяч просмотров набрала трансляция Фестиваля за 2 дня проведения. Запись трансляции доступна желающим по ссылкам на сайте: https://stepcenter.ru/fest

В течение двух дней Фестиваля поднимались следующие вопросы:
🟡 Что есть развитие человека, развитие ребенка?
🟡 Нужно ли развивать современных детей как-то иначе, чем детей XX века?
🟡 Какие условия нужно создать в образовательной организации для развития личности ребенка и взрослого?
🟡 Какие инновационные шаги «работают» на развитие?
🟡 Как «измерить» развитие и оценить эффективность управленческих решений?
🟡 Как поддержать развитие педагога и педагогической команды?

Насыщенная программа фестиваля включала дискуссионный клуб, гайд-парк инновационных идей, открытые лекции и деловые игры, творческие ателье и мастерские практик (очно и онлайн). Судя по обратной связи участников, мероприятие получилось динамичным благодаря разнообразию форматов и содержательным благодаря плеяде приглашенных экспертов и потрясающих площадок-практиков.

Спикерами фестиваля выступили эксперты МГПУ, НИУ ВШЭ, Обрсоюза, ВИРО им. Н.Ф. Бунакова (Воронеж), Чувашского республиканского института образования (Чебоксары) и Центра образовательных инноваций "ШАГ". Своим опытом смогли поделиться инновационные практики со всей страны: Школа «Эврика – развитие» (Томск), детский сад «Журавушка» гимназии «Универс» (Красноярск), Гимназия № 210 «Корифеи» (Екатеринбург), Детский сад №56 (Кострома), Гимназия имени В.В. Давыдова (Набережные Челны), СОШ №61 (Чебоксары), СОШ № 59 (Чебоксары). В формате гайд-парка идей о своей инновационной деятельности рассказали педагоги площадок Воронежской области.

Ключевой темой мероприятия стало «Развитие человека: условия становления личности в образовании». Именно о развитии ребенка и взрослого рассуждали эксперты, и о том, какие условия для развития создаются в их практике, рассказывали представители инновационных площадок. Логику размышлений можно описать цитатой: «Если комфорт человека в образовании – это комфорт поиска, движения вперед, то тогда задачка для педагога и управленца - создать комфортные условия для поиска, проб, движения и развития как учащихся, так и самих педагогов».

Кратко перечислим по пунктам, что важно поддерживать в системе образования с точки зрения развития личности. И приведем примеры кейсов, представленных на Фестивале, чтобы вы могли найти эти площадки и прочитать об их опыте подробнее самостоятельно.

🟡 ИНСТРУМЕНТЫ ИДИВИДУАЛИЗАЦИИ
• Пространство выбора, пространство проб
• Гибкое планирование
• Открытые пространства детского сада и школы
• Образовательные события, поддерживающие познавательный интерес и инициативу детского коллектива
• Инструменты поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (опыт детского сада «Журавушка» г. Красноярск представила руководитель сада Елена Ралюк)
• Индивидуальная траектория ребенка в детском саду, модель сопровождения раннего развития (Кейс ЦРР – детского сада № 7 г.Калач и Слободского детского сада «Пряничный домик» Воронежской области были представлены в гайд-парке).
• Субъектные отношения ребенка и взрослого
• Социально-психологическое сопровождение образовательного маршрута
• Инструменты мониторинга индивидуализации (о подобном опыте рассказала директор школы «Эврика-развитие» г. Томска Надежда Муха)

🟡 ИНСТРУМЕНТЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Объединение ресурсов образовательных площадок и вовлечение городской среды в образование – важный механизм поддержки индивидуализации. Как построено сетевое взаимодействие на уровне региона и муниципалитетов Воронежской области мы опишем в отдельном тексте.

🟡 МЕХАНИЗМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
• Проектирование модели преемственности между уровнями образования, сохранение преемственности в содержании образования, формах работы, пространстве, ценностях и целевых ориентирах.
• Совместная разработка Программы преемственности между детским садом и школой (Свои кейсы представили Каменская СОШ №2 и детский сад «Колокольчик», п. Каменка; Аннинская СОШ №6 и Аннинский детский сад «Росток»)
• Определение сквозных линий в содержании образовательных программ дошкольного и начального общего образования,
• Совместная психолого-педагогическая служба и единая система мониторинга, ведение индивидуального профиля ребенка.

🟡 СОЦИАЛИЗАЦИЯ
• Социальные проекты, влияющие на жизнь района, города – опытоом реального проектирования со школьниками поделилась креативный директор Гимназии № 210 «Корифей» г. Екатеринбург Мария Калужская.
• Активное вовлечение учеников в жизнь социума с помощью медиатехнологий (Кейс СОШ № 59 г.Чебоксары представила педагог Наталья Иванова)
• Учет в образовательной программе актуальных потребностей локального сообщества. Внедрение программ дополнительного обучения в основной и старшей школе, востребованных и важных для поддержки локальной идентичности (эффективный кейс Елань-Коленовской СОШ № 2 Воронежской области)
• Сетевое взаимодействие с локальными предприятиями, организациями, «расшколивание», вовлечение городской среды образование (весь город – школа)

🟡 ПОДДЕРЖКА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ – то, о чем мы начали говорить еще на Летней школе «Шаг», предваряющей Фестиваль, и то, что важно для личностного развития ребенка.
«Мы часто увлекаемся средствами, упуская содержание, чувства ребенка, которые первичны в любом творчестве. Чтобы не «задавить» правилами самовыражение ребенка, стоит переместить целенапраленное внимание педагога с результата и шаблонных действий на проявление субъектности ребенка в творчестве. Нужно давать большую свободу действий, создавать комфортное пространство проб, следовать за интересом ребенка, тренировать насмотренность, настраивать внимание ребенка и самого педагога на самовыражении, как ключевой задаче творческого процесса», - так можно выразить основную идею.
Что важно: среда, стимулирующая творческое самовыражение; ФОКУС на самовыражении, а не обучении навыкам; развитие творческого мышление через решение противоречивых задач. И в качестве кейса можно привести представленный на Фестивале кейс Гимназии им. В.В.Давыдова г. Набережные Челны, в котором реальные увлечения детей и взрослых становятся основой для детско-взрослых «живых» педагогических проектов.

🟡 ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
«Спросите себя: Чьи интересы и ценности в пространстве школы ставятся на первое место? Как среда «предлагает» себя вести? Стимулируется ли в среде проявление инициативы ребенка и творческого самовыражения? Если да, то среда – «развивает»
• Предметно-пространственная среда образовательной организации задает паттерны поведения и отражает ценности организации.
• Важно открытое, свободное для перемещения пространство детского сада и школы
• Использование разных материалов и фактур, колористические решения, проектирование разноуровневых пространств, многофункциональные, трансформируемые пространства
• Выбор материалов для деятельности (Ищем баланс «малый выбор vs перенасыщенность»)
• Создаем «принимающее», комфортное пространство
• Создаем среду, которая станет инструментом реализации педагогических задач.

🟡 ИГРА
«В игре, если это действительно игра по всем критериям, ребенок всегда свободен и он в ней субъект. Игра всегда личностна. Через игру, как ведущую деятельность, дошкольник присваивает новые знания о мире. Создавать условия для игры в детском саду – важнейшая задача для развития дошкольника».
• Важна поддержка свободной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства. Учитываем возрастные особенности развития ребенка. Создаем игровую среду (Интересный кейс «Детский сад – игропарк» представили педагоги детского сада №7 г. Калач)
• Поддерживаем «играющего взрослого», учимся игре. В рамках Летней школы даже родился проекта «Школа игры для взрослых», в который вложены механизмы диагностики и обучения игре для педагогов и родителей.

🟡 РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ
• «Главный проект любой организации – это создание коллектива единомышленников».
• Личностные характеристики педагога – важные параметры образовательной среды. Первейшая задача педагога – его собственное личностное развитие.
• Важным ресурсом развития педколлектива является обмен передовым инновационным опытом и жажда развивающей обратной связи, которая выявляет точки развития.
• Развивает презентация своей практики внешним коллегам через погружение в повседневную жизнь детского сада, практические стажировки (Елена Смирнова, педагог детского сада № 56 г. Костромы рассказала, как это происходит у них в саду)
• Ценны «живые» очные площадки для деятельностного погружения (как наша Летняя школа и Фестиваль) + возможности дистанционного обучения.
• Мотивирующий мониторинг, выявляющий зоны роста и предлагающий систему мотивации для организации, представила Жанна Мурзина, проректор Чувашского института развития образования г. Чебоксары. Интересно, что повышение удовлетворенности учителей является в этом мониторинге одним из критериев.
• О потребности в формальной и неформальной профессиональной коммуникации поднял вопрос Иван Тугой, советник президента Обрсоюза в ходе обсуждения проекта Обрсоюза по созданию профессиональной педагогической социальной сети.

🟡 ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
«Может ли цифровая среда быть бережной к ребенку? Быть культурным средством в совместном детско-взрослом постижении нового и развитии?», - вместе мы искали ответ на этот вопрос.
• Сопровождение и поддержка взрослого - важное условие использования цифровых технологий
• Цифра, которая учитывает индивидуальное движение ребенка
• Цифра «следует за» и сопровождает инициативу. Конструктор игрового дизайна – инструмент проектирования игры на основе детских инициатив. Помним, что использование цифры - не самоцель, важнее содержание деятельности.
• Цифра в детском саду может быть эффективна (увлекательные кейсы Детского сада № 78 г. Воронеж, детского сада «Мозайка» г. Павловск и др. – тому доказательство). Здесь используют интерфейс игры, визуализирующий деятельности ребенка в игре, тематическое цифровое пространство, где возникает познавательный интерес ребенка, применяют цифру в занятиях физкультурой (интерактивная панель) и в сюжетной линии большой игры, в которую играет весь детский сад.
• Цифровые проекты, проектируемые совместно со школьниками, представили педагоги СОШ №61 г. Чебоксары
• Цифровая медиаобразовательная среда стала полем для самовыражения школьников в проекте «Мобильный медиакласс для детей с ОВЗ» школы №59 г. Чебоксары.
• Обрсоюз представил Цифровую внутришкольную модель управления качеством образования и проект повышения квалификации педагогов в части цифровых инструментов и преподавания программирования в школе.

На Фестивале инновационных практик в Воронеже смогли представить свой опыт более 17 площадок и поделиться мнением более 25 экспертов. «Живой» динамичный очный формат мероприятия дополнила онлайн-трансляция. Спикерам удавалось отвечать на вопросы онлайн-аудитории, а онлайн-спикеры успевали взаимодействовать с залом, который собрался в Воронеже. Подобный микс форматов, разнообразие форм работы на фестивале и сильная практическая составляющая задали высокую планку мероприятия.

Надеемся, что позитивный опыт первого Фестиваля инновационных практик в Воронеже повторится и в следующем году! Благодарим всех гостей, принявших участие в Фестивале очно и онлайн, и наших партнеров-организаторов мероприятия - ВИРО имени Н.Ф. Бунакова и СОНО «Обрсоюз».


Made on
Tilda